ЛУКА ЭЛЛАДСКИЙ
Том XLI, С. 615-617
опубликовано: 31 августа 2020г.

ЛУКА ЭЛЛАДСКИЙ

Содержание

[Новый, Стириот; греч. Λουκᾶς ὁ ἐν ῾Ελλάδι] († 953), прп. (пам. 7 февр.). Анонимное Житие этого святого было составлено после 961 г., видимо, в правление имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025). Автор застал в живых учеников Л. Э. и его сестру Кали, чьи рассказы он использовал при написании Жития. Анонимное Житие было включено в состав Четьих-Миней Симеона Метафраста.

Прп. Лука Элладский и ктитор в молении Христу. Роспись крипты кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.Прп. Лука Элладский и ктитор в молении Христу. Роспись крипты кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.Предки святого из-за угрозы араб. набегов переселились с о-ва Эгина в Фокиду. Л. Э. род. в дер. Касторий (на сев. стороне Коринфского зал., иногда отождествляется с Дельфами - The Life and Miracles. P. 147) до 900 г. (в 896, по мнению Р. Дженкинза). С юных лет он любил безмолвие, уединение, отличался постничеством и воздержанием. По воле родителей, Стефана и Евфросинии, Л. Э. сначала пас овец, а затем стал обрабатывать землю. Он был настолько милостив к нищим, что отдавал им свою еду и одежду, из-за чего родители бранили и даже наказывали сына. Однажды Л. Э. встретил нищих и разделил между ними бóльшую часть зерна, к-рое должен был посеять. Но Господь благословил скудный посев, после чего был обильный урожай пшеницы. После смерти отца Л. оставил земледелие и целиком посвятил себя духовной жизни.

Желая стать монахом, Л. Э. тайно ушел из дома, но в Фессалии его приняли за беглого раба и заключили под стражу. В др. раз он покинул родные места вместе с паломниками и принял монашеский постриг в мон-ре Пресв. Богородицы в Афинах. Мать Л. Э. глубоко скорбела и просила Бога вернуть ей сына. Она умолила Господа, и по Божественному Промыслу игумену мон-ря, где подвизался Л. Э., в ночных видениях было открыто, что юноше надо возвратиться домой. Он провел с матерью 4 месяца, а затем уже с ее благословения удалился для монашеского жития на гору, к-рая называлась Иоанница (ныне Вардусия). Там он соорудил себе келью при ц. святых бессребреников Космы и Дамиана и прожил 7 лет отшельником. Преподобный умерщвлял плоть ночными коленопреклонениями и дневными трудами. Устроив небольшой сад и разбив огород, он раздавал нуждающимся плоды и овощи. Разорявшим огород оленям Л. Э. велел больше не приходить, и они повиновались святому. Однажды у него остановились 2 старца-инока, направлявшиеся в Рим, и они постригли Л. Э. в великую схиму. После этого преподобный прилагал к своим прежним подвигам еще более тяжкие труды. Слава о добродетелях подвижника распространилась по окрестностям, и к нему стали приходить верующие. Господь при жизни удостоил святого даров чудотворения и прозорливости. Так, Л. Э. заранее предсказал нашествие болгар, указал 2 братьям, куда спрятал деньги их умерший отец, обличил человека, убившего друга. В 917 г., во время опустошения болг. войском Центр. Греции, Л. Э. отплыл в Коринф. Он стал посещать занятия в школе, но скоро оставил их из-за дурных нравов учеников. Услышав о столпнике, подвизавшемся рядом с Патрами, Л. Э. отправился туда и 10 лет служил ему, а затем вернулся на гору Иоанница. Когда один из придворных остановился в Коринфе, у него украли золото, к-рое он вез по приказу императора в Африку. Поиски оказались безуспешными, и коринфяне посоветовали сановнику обратиться к Л. Э. Преподобный обличил одного из слуг придворного, и тот сознался в содеянном. Л. Э. имел обычай посещать богодухновенных мужей для душеспасительных бесед. Однажды, придя в один из мон-рей в Фивах, он по просьбе игум. Антония исцелил умирающего сына одного из жителей города.

Из-за того что многочисленные посетители нарушали уединение Л. Э., он задумал уйти еще дальше от жилых мест. Однако святой не сразу исполнил это намерение, а сначала послал своего ученика Германа в Коринф, к известному добродетелями и мудростью мужу Феофилакту, прося совета: оставаться ли на одном месте, хотя ему и докучают приходящие, или же искать новое? Феофилакт послал ему ответ, данный некогда с неба прп. Арсению Великому: «Беги от людей, и ты спасешься». После этого Л. Э. покинул Иоанницу и поселился в уединенном месте близ моря, недалеко от сел. Каламий (или Калавий). Здесь он питался трудами рук своих: сеял пшеницу, молол ее на жерновах и готовил хлеб. Однажды к берегу пристал корабль, один из моряков унес жернов и не хотел отдавать его Л. Э. Господь покарал вора, к-рый внезапно упал замертво.

Через 3 года после переселения в Каламий, в 943 г., во время нападения венгров, Л. Э. укрылся на безводном о-ве Ампелон, где испытывал голод и жажду, а затем заболел. Господь, видя терпение и усердные молитвы преподобного, во сне указал ему целебную траву от этого недуга. Однако Л. Э. не воспользовался ею, чтобы не лишиться воздаяния в Царствии Небесном. Через 3 года Л. Э. переселился в Стирий (или Сотирий; Στείριον, Σωτήριον), в 32 км от совр. Ливадии. Собралась братия, и возник небольшой мон-рь, впосл. получивший название Осиос Лукас. Стратиг фемы Эллада Кринит помог в строительстве ц. вмц. Варвары. Своими поучениями и личным примером Л. Э. приносил духовную пользу братии, молитвой врачевал недуги. Через 7 лет после основания мон-ря Л. Э. почувствовал приближение смерти. Он простился со всеми и, затворившись в келье, в течение 3 месяцев готовился к кончине. В этой келье, согласно желанию святого, он и был похоронен.

Спустя 6 месяцев мон. Косма, путешествовавший из Пафлагонии в Италию, получил откровение идти в мон-рь Л. Э. и пребывать при его гробнице. Он поселился в келье святого и устроил над его могилой кенотаф. От мощей Л. Э. происходили великие чудеса, из гробницы истекало благовонное миро. Благодаря многочисленным исцелениям слава Л. Э. достигла столицы. Мон-рю покровительствовали императоры Роман II, Василий II и Константин IX. Во 2-й пол. Х в. в мон-ре была возведена ц. Пресв. Богородицы, а в 10-е гг. XI в.- величественный собор с криптой, где находилась могила святого. Впосл. в соборе над могилой Л. Э. был устроен парекклисион; в 1011 г. там поместили мраморную раку с мощами Л. Э.

В период образования на территории Византии гос-в крестоносцев мощи Л. Э. были ошибочно отождествлены с мощами ап. Луки, к-рый пострадал в близлежащих Фивах. Незадолго до 1244 г. мощи Л. Э. были приобретены Иерусалимским патриархом Афанасием III, в 1244 г. они были проданы за 700 сарацинских безантов 3 греч. купцам, к-рые отвезли их в крепость Роги недалеко от Арты. Когда турки завоевали Эпир, серб. деспот Георгий Бранкович выкупил мощи за 30 тыс. дукатов и в 1449 или 1450 г. перенес их в Благовещенскую митрополичью церковь в Смедереве. В 1459 или 1460 г. эта реликвия была увезена в Боснию, а оттуда в 1463 г.- в Венецию. 13 дек. 1986 г. по просьбе митр. Фиванского и Ливадийского Иеронима (ныне архиеп. Афинский Иероним II) Римско-католическая Церковь возвратила мощи Л. Э. в мон-рь Осиос Лукас. Вопрос о подлинности мощей остается до конца не решенным, т. к., согласно афонской традиции, глава этого святого хранится в мон-ре прп. Филофея на Афоне (churchsynaxarion.blogspot.gr/2009/05/4-1.html).

Память Л. Э. содержится в славяно-рус. нестишных Прологах (РНБ. Соф. № 1324, кон. XII - нач. XIII в. Л. 141 об.), а краткое Житие - в стишных Прологах (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 21-22) и в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 454 (1-я паг.)). Перевод пространного Жития с незначительными сокращениями включен в «Книгу житий святых» свт. Димитрия Ростовского (К., 1794. Кн. 2. С. 477-484).

Ист.: BHG, N 994-994b; PG. 111. Col. 441-480; Martini E. Supplementum ad Acta S. Lucae Iunioris // AnBoll. 1894. Vol. 13. P. 81-121; SynCP. Col. 449-450; Σοφιανός Δ. Ζ. ῞Οσιος Λουκᾶς: ῾Ο βίος τοῦ ῾Οσίου Λουκᾶ τοῦ Στειριώτου. ᾿Αθῆναι, 1989; The Life and Miracles of St. Luke of Steiris / Transl. C. L. Connor, W. R. Connor. Brookline (Mass.), 1994.
Лит.: Jenkins R. The Date of the Slav Revolt in Peloponnese under Romanus I // Late Classical and Mediaeval Studies in Honor of A. M. Friend. Princeton, 1955. P. 209-210; Niero A. Reliquie e corpi dei santi // Culto dei santi a Venezia. Venezia, 1965. P. 202; Janin R. Luca // BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 222-223; Pallas D. Zur Topographie und Chronologie von Hosios Lukas: Eine kritische Übersicht // BZ. 1985. Bd. 78. S. 94-107; Kazhdan A., Š evčenko N. Loukas the Younger // ODB. 1991. Vol. 2. P. 1254; DOHD. 1998. P. [64-65]; ᾿Αγαθάγγελος, ἐπ. Θαναρίου, Μαλτέζου Χ., Μορίνι ῾Ε. ῾Ιερὰ λείψανα ῾Αγίων τῆς καθ᾿ ἡμᾶς ᾿Ανατολῆς στὴ Βενετία. ᾿Αθήνα, 2005. Σ. 215-240; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2006. Τ. 6: Θεβρουάριος. Σ. 87-91.
О. В. Л.

Иконография

Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) предписывает так изображать Л. Э.: «Святой Лука Стирийский, молодой, с остроконечною бородою, говорит: «Бог, имиже весть неизреченными судьбами, прославит место сие»» (Ерминия ДФ. С. 171; № 26 в разд. XIII «Преподобные отцы наши отшельники»). Руководство для иконописцев 1910 г. так указывает писать Л. Э. под 7 февр.: «Типом грек, лицом и телом сух, взором скромен, с менее чем средней величины бородой, с проседью, волосы просты; одежда - убогая власяница и короткая мантия. В руке хартия с надписью: «Исцеляти болящия есть дело Божия силы, скорбныя же утешати приличиствует тем, иже имут слово и премудрость во устех своих»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 181).

В мозаиках кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.) встречаются самые ранние изображения Л. Э., вероятно, отражающие черты его земного облика. В люнете сев.-вост. части кафоликона, в часовне над мощами Л. Э., к-рая соединяет оба храма мон-ря, помещена полуфигура святого на золотом фоне. Она близка к типу ктиторского портрета и расположена на одном уровне с образами отцов Церкви. Святой изображен в позе оранта, как средовек, с клинообразной недлинной бородой рыжеватого цвета в виде 2 соединяющихся книзу прядей. На голове - куколь черного цвета с полосой белого орнамента по центру и коричневой вставкой спереди. Под складками мантии видны белые узоры схимы и аналав. Живость облику святого придает устремленный в сторону взгляд. Как покровитель мон-ря Л. Э. изображен на фреске в сев.-вост. часовне, через к-рую проходили на поклон к его раке. В зап. части этого помещения изображены Пресв. Богородица с Младенцем («Одигитрия»), св. Кириак, свт. Николай, возможно, святые Косма и Дамиан и Л. Э. На юж. стене, рядом с аркой прохода, представлена композиция с молением к Л. Э. старца - настоятеля мон-ря игум. Филофея, построившего кафоликон (справа). Л. Э. изображен с короткой остроконечной рыжеватой бородой, в охристом подризнике, коричневой мантии, в черном куколе с коричневыми перекрещивающимися деталями-вставками. Он в свою очередь обращается с молением к благословляющему Спасителю в небесном сегменте. У него недлинная остроконечная рыжеватая борода. Изображение Л. Э. есть также в медальоне на своде крипты мон-ря Осиос Лукас (рядом - прп. Афанасий Афонский и, возможно, прп. Никон Метаноите; фрески крипты датируются 30-ми гг. XI в.; их программа была изменена при реставрации в 1820).

При входе в нартекс кафоликона мон-ря, в люнете верхнего окна над порталом, на внешней зап. стороне храма находится фреска «Успение Луки»: святой окружен братией, его душу принимают ангелы.

Фреска XIV в. с образом Л. Э. сохранилась в ц. вмч. Димитрия Солунского в Фессалонике - на западной грани 2-го столба юж. колоннады центрального нефа. Святой стоит, держа руки перед собой в жесте принятия благодати,- с ладонями, обращенными наружу. На нем, как и в мозаике и на фресках Осиос Лукас, коричневая мантия и охристо-желтая ряса, черный куколь покрывает голову. Овал лица святого - узкий, борода недлинная, остроконечная. Как образ Л. Э. атрибутируется изображение преподобного с подписью «  » на хорах ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320). Святой изображен в рост, обе руки подняты в благословении; он в черном куколе с остроконечным завершением и в мантии. Золотисто-охристый фон, на к-ром он представлен, сближает его образ с «портретом» в мозаиках Осиос Лукас. На появление фигуры Л. Э. в мон-ре серб. кор. Милутина, по мнению Б. Тодича, оказало влияние почитание преподобного в Фессалонике; оно могло быть связано с какими-то личными обстоятельствами Милутина, заказчика росписи, поскольку хоры предположительно служили местом пребывания или особого поминовения ктиторов. Выбор Л. свидетельствовал и об осведомленности мастеров, приглашенных для росписи из Фессалоники или К-поля.

В составе преподобных Л. Э. присутствует в афонских росписях на сев. стене трапезной Вел. Лавры (1535, мастер Феофан Критский), на пилоне сев.-зап. части лити в кафоликоне мон-ря Хиландар (ок. 1320).

Изображения Л. Э. встречаются в минологиях: в пергаменном минологии к-польского письма на февр.-июнь (XI в., б-ка ун-та Мессины - Mess. Salvad. 27. Fol. 58v), происходящем из мессинского мон-ря Сан-Сальваторе, он помещен под 9 февр., в рост, с подписью: «Лука новый». В более позднее время его образ утратил черты, свойственные изображению на мозаиках и фресках монастыря Осиос Лукас. В настенном минологии в ц. Св. Троицы мон-ря Козия (между 1390 и 1391) Л. Э. представлен вместе со свт. Парфением, еп. Лампсакийским (пам. 7 февр.). Преподобный облачен в недлинную мантию, без куколя; волосы короткие и седые, борода округлая и длиннее средней. От подписи сохранились лишь начальные буквы. В лицевом минологии греко-грузинской рукописи (РНБ. O.I.58. Л. 46, 99, кон. XV в.) Л. Э. изображен дважды. На миниатюре среди избранных святых - в левом нижнем углу, в рост, без куколя, правая рука перед грудью в жесте благословения, левая опущена, в оранжевой мантии и темно-сиреневом подряснике, с черным аналавом. Под 7 февр. Л. Э., стоящий рядом со свт. Парфением, представлен без куколя; у него короткие волосы, недлинная борода, в правой руке крест, левая перед грудью в жесте моления. Точно так же он изображен на фресках нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561), позади горки на одном поле со сщмч. Павлом Исповедником; Л. Э.- старец с раздвоенной бородой, куколь опущен, сохранилась подпись: «Прп. Лука».

На аналойной иконе в мон-ре Осиос Лукас Л. Э. написан в куколе и мантии, в благословляющей правой руке четки, в левой - свиток с изречением и посох. На совр. иконах его могут изображать совместно со свт. Парфением Лампсакийским - у них общий день памяти, 7 февр. Л. Э. в иноческом одеянии, в черном куколе, в левой руке - макет одноглавого 2-ярусного храма, архитектурными деталями напоминающего кафоликон мон-ря Осиос Лукас.

Лит.: Σωτηρίου Γ., Σωτηρίου Μ. ῾Η βασιλικὴ τοῦ ῾Αγίου Δημητρίου Θεσσαλονίκης. ᾿Αθῆναι, 1952. Σ. 209. Πιν. 80α-β; Миjовић. Менолог. С. 191, 356. Ил. 244; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. № 154; Евсеева. Афонская книга. С. 197, 275; № 37, 121; Chatzidakis M. Byzantine art in Greece: Mosaics and Wall Paintings: Patmos. Athens, 1990. P. 9-25; Тодић Б. Грачаница: Сликарство. Приштина, 1999. С. 110, 135, 227. Ил. 116; Dalkas E. Hosios Loukas and his Monastery: Life, Traditions, History, Art. Athens, 2003. Р.111. N. 1; Τούτος Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον της μνημεακη ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους, 10ος-17ος αιώνας. Αθήνα, 2010. Σ. 93, 189; Захарова А. В. Монастырь Осиос Лукас, Греция. М., 2015. (Музеи мира).
М. А. Маханько
Рубрики
Ключевые слова
См.также